КУРС "ЙОГА НА ГВОЗДЯХ"
Как гвоздестояние влияет на состояние пран?
"Апана участвует в движении Кундалини, открытии наади и духовных переживаниях, и поэтому имеет более важное значение, чем Удана и Вьяна".

Хариш Джохари. «Чакры. Энергетические центры трансформации». Перевод с англ. под ред. А. Костенко
Иллюстрация (С): книга "Асана. Пранаяма. Мудра. Бандха". Под ред. Свами Ниранджанананды (центр йоги С.С. Сарасвати).
Праны и гвозди - "созданы друг для друга"?

Как мы знаем, Праны – это потоки, или «вихри», энергии, существующие в организме, по данным Йоги. Праны не фиксируются современной аппаратурой и их существование современной наукой отрицается. Однако есть косвенные доказательства существования явлений (хотя и не объектов), которые объективизированы в терминологии, связанной с описанием Пран. Так, многие субъективные переживания, связанные с продвинутыми практиками Йоги и особенно пранаямы и медитации, логично объясняются в терминологии, связанной с Пранами, в то время как медицина отрицает существование таких феноменов, а психология объяснила бы их просто игрой воображения. Йоги выбирают считать, что происходящее в результате продвинутых практик йоги – игра сознания, а не игра воображения. Дальнейшее исходит из этой посылки.
Напомню, что в то время, как асаны (позы) йоги в основном воздействуют на чакры, то пранаямы, мудры, бандхи и медитации (особенно такие, как дхараны) – воздействуют на праны (и Прану в целом). «Что это даёт?» - воздействуя на разные проявления работы праны (или того, что объясняется этим словом), мы можем :

* менять своё ментальное, эмоциональное – психическое – состояние
* ускорять излечение от болезней
* обострять внимание, когда нужно решить важную задачу или провести совещание с важным партнёром и т.п.,
* активизировать имеющиеся ресурсы физического организма – например, для занятий спортом, (сексом, пардон), и для продуктивности на работе, при вождении транспорта, и т.п.

Перейдём сразу к специфическому воздействию гвоздестояния на состояние и работу пран.

В отсутствии прямого видения праны – что доступно лишь продвинутым йогам (и то не всегда) и святым людям – мы можем лишь проводить аналогии, рассуждать аналитически. Исходя из имеющихся данных о работе пран. Итак...
Прана-Вайю («ветер энергии» \ «жизненная энергия» \ «энергия здоровья») – циркулирует в грудной клетке, отвечает за движение праны в области грудной клетки, отвечает за проглатывание пищи и питьё, дыхание. Эту упа-прану (мелкую, отдельную прану, не «всю прану») мы активизируем во время гвоздестояния, если\когда делаем пранаямы или просто активно и мощно дышим до, во время и после сессии на доске садху. Усилить воздействие на эту прану можно делая пранаямы. Какие - см. в этом курсе. Что это даст – правильно подобранные пранаямы сразу же дадут ощущение прилива сил, бодрости, воодушевление. При регулярной практике повышается «общий тонус», и «среднее состояние» - то есть, даже в дни, когда вы не занимаетесь спортом (или гвоздями) вы чувствуете себя в среднем лучше, чем год или полгода назад при тех же равных других условиях. Изменение среднего состояние – лучшее, что можно сделать для своего хорошего самочувствия, настроения, и здоровья в перспективе лет. На эффективную работу с этим также влияет здоровье уха-горла-носа и то, насколько свободно протекает воздух через ноздри и далее, т.е. забывать про банальное вроде промывать нос из чайничка джала-нети тоже не надо. Если имеются хронические заболевания уха-горла-носа, их надо как можно скорее вылечить, чтобы «биохакинг» йоги и гвоздестояния проходил без проблем.
Удана-Вайю – условно «направлена вверх», это энергия, которая циркулирует в области головы и горла. Отвечает за дыхание (как и прана-вайю), речь, слух, обоняние и т.д. функции «головы» (есть также более мелкие праны, каждая из которых связана с более конкретным проявление «функций головы»). С этой праной мы работаем, когда читаем мантры, поём, охаем, стонем, мычим, воем и так далее проявляем функции речи до, во время и после сессии на гвоздях. Чтобы активизировать эту прану и её полезные свойства, можно читать или петь мантры на гвоздях, или просто петь (песни), читать стихи и вокализировать стоя на гвоздях. Что это даёт – во-первых, проявляясь голосом, часто легче простоять первые минуты на гвоздях. Во-вторых, работая с голосом, мощнее идёт сесссия у продолжающих. На этом курсе несколько техник по этой чакре. Важно – если начинающему\клиенту очень трудно стоять и хочется сбежать с доски – имеет смысл срочно начинать работать с этой чакрой, т.е. надо подсказать клиенту, что надо мычать или пропечать «а-а-а» и можно начать вместе с клиентом. Это правда помогает. В дальшейшем – после первых минут – клиент также может получить глубокие интегрирующие опыты, связанные с проработкой прошлых травм и негативных переживаний, если подсказать, как работать с голосом. Здесь и женская\мужская роль в социуме (женщины хотят стать более женственными, мужчины- более мужественными, и голосовые техники могут в этом помочь), и прощение, и включение скрытых резервов (завтра выступать или сдавать экзамен – голосовые техники помогут) и многое другое.
Самана-вайию – «средняя», или «пупочная» энергия. Отвечает за пищеварение и сходные задачи. Её мы включаем на гвоздях, делая глубокую задержку дыхания на выдохе или на вдохе, делая дыхание Капалабхати, делая Агнисара-крию, выполняя наклон вперёд или глубокий прогиб назад, напрягая мышцы пресса (в т. ч. в «планке» до сессии на гвоздях), направляя внимание на живот, солнечное сплетение или Манипура-чакру (даже не делая другие техники). Зачем делать – можно активизировать процессы пищеварения, усвоения и элиминации отходов. Здоровое пищеварение ещё никому не помещало. Если вы практикуете голодание в той или иной форме, тоже стоит поработать с этой Вайю. А также для укрепления воли, нужно работать с Манипура-чакрой – избавление от вредных привычек, здоровое питание и похудении, режим дня – всё это связано с этим центром.
Апана-вайю – «направленная вниз» энергия, помогает регулировать процессы выделения и функции половых органов. Всем понятно, что половые органы должны быть в порядке, даже если вы не очень интересуетесь половой жизнь (у йогов такое встречается), иначе могут быть заболевания. И конечно, тем более в порядке они должны быть, если половой жизнь мы все же интересуемся) В том числе, такие вопросы, как фригидность у девочек и потенция у мальчиков – вплотную связаны с функциями Апана-Вайю. Нужно научиться удерживать эту энергию от «утекания вниз» \ полностью расслаблять эту область (то есть, нужно уметь и «держать», и «отпускать», напрягать и расслаблять эту энергию и её триггеры), для получения лучшего качества секса, а для здоровья выделительной системы тоже. Поэтому я включил практику «Рефлекс оргазма по Вильгельму Райху» в круг практик этого курса. Это полезно и мальчикам, и девочкам. А также стоит освоить такие техники, как Ашвини-мудра («Жест лошади» - когда мы сжимаем только анус), Мула-бандха («Корневой замОк» - когда мы сжимаем только мышцы промежности так, что также напрягаются мышцы вокруг пупа), и начальный вариант Мулабандхи, когда напрягаются и мышцы промежности (посередине между анусом и половым органом у М и Ж) и ануса. Полезно также делать Наули – практику «Волна» (она же «кишечный вакуум») для работы с этой областью. Есть и более мелкие и специфические практики, связанные с этой Упа-Праной – такие, как Махабандха и Махамудра, Ваджроли\Сахаджоли, и др., вплоть до техник Туммо («внутренний жар»), которые тоже очень тесно связаны с Уддияной, Агнисарой, Мулабандхой и др. Техники Туммо даже освоенные «кустарно» помогают получить больше бодрости и меньше простужаться, а освоенные на хорошем уровне дают большой «бонус», прирост – по линии улучшения «среднего состояния», то есть просто в целом самочувствия и здоровья.
Вьяна-вайю – «пронизывающая» или «окутывающая» всё тело энергия. Она связана с работой кровеносной, лимфатической и сердечно-сосудистой систем. Опять же, всем понятно, что это крайне важно для здоровья. В этой праной, что интересно, мы работаем ОЧЕНЬ плотно как раз в гвоздестоянии (как и с Апаной), т.к. мы активизируем кровообращение (и отчасти лимфоток, особенно если делаем лимфатическую гимнастику как подготовку к сессии на доске садху) -стоя на гвоздях. Вьяна активизируется и как бы «очищается», если регулярно работать с гвоздями. Впрочем, это справедливо и для асан – поз йоги. Другие техники, как ещё улучшить состояние и работу Вяьна-вайю, это принимать кровоочищающие сборы (в Индии интересующиеся йогой и здоровьем часто принимают добавку Safi, но аналогов множество), это (для мальчиков, девочки и так уже) сдавать кровь как донор для здоровья, это поддерживать здоровую норму по гемоглобину и ферритину (принимать пищу, богатую железом, и\или витаминно-минеральную добавку с достаточным содержанием биодоступного железа) и это регулярная физическая активность вообще, то есть занятие физ-рой и спортом, и это поседение бани\сауны (активизируют работу сердечно-сосудистой системы и укрепляют иммунитет).
В итоге, какие выводы можно сделать:

* гвоздестояние работает со всеми пранами

* методы йоги и другие помогают ещё лучше поработать со всеми пранами: до, во время и после сессии на доске садху

* стоит освоить специфические практики и применят их в сочетании с гвоздестоянием, если нужно укрепить здоровье или улучить функции тех или иных органов и систем организма.



ПРИМЕЧАНИЕ, ВАЖНО! - Упражнения, направленные на работу с праной, не заменяют полноценное и сбалансированное питание, а также не могут заменять диагносту и лечение заболеваний, назначенные врачом, или приём лекарств, назначенных вам вашим лечащим врачом.